Красная и черная рябина на зиму — 26 домашних вкусных рецептов
Содержание:
О рябине — детям
В наших лесах рябины много. Не заметить её невозможно. Яркие гроздья, словно красные кораллы, радуют наш взгляд осенью. Петр Вяземский так писал о рябине:
«Забыв и озера картину, И снежный пояс темных гор, В тебя, родную мне рябину, Впился мой ненасытный взор».
Рябина – род древесных растений из семейства Розовые. Известно около ста видов рябины. Основные среди них – рябина обыкновенная (царица осеннего леса) и черноплодная (королева осеннего сада).
Полезные свойства рябины обыкновенной
давно знакомы медицине
Целители Древнего Востока обращали внимание на такое ценное свойство рябины, как способность «удерживать питательные вещества в организме».
В ней – значительное содержание витаминов и легкоусвояемых сахаров, поэтому при авитаминозах ягода незаменима. По содержанию каротина рябина даст фору некоторым сортам моркови
Полезен напиток из рябины с шиповником.
Ягода оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее действие. При лечении в ход идут плоды, цветы и листья рябины обыкновенной. Она полезна для кишечника, обладает желчегонным действием.
Стихотворение о рябине
«Ты рябинушка, ты кудрявая, В зелёном саду пред избой цвети, Ты кудрявая, моложавая, Белоснежный пух — кудри-цвет твои.
Убери себя алой бусою, Ярких ягодок загорись красой; Заплету я их с темно-русою, С темно-русою заплету косой».
В диком виде черноплодная рябина произрастает в восточных районах Северной Америки. Распространение её в России связано с именем селекционера И.В.Мичурина. В 1900 году он выписал из Германии черенки этого вида рябины для скрещивания с рябиной обыкновенной. Учёный высоко ценил данную культуру как плодовое растение. В последующем большую роль в распространении черноплодной рябины в нашей стране сыграл М.А.Лисавенко. В 1935 году он получил черенки из Мичуринска, всесторонне изучил эту культуру. В 1942 году на Алтайской плодовой опытной станции заложил плантацию насаждений в 1000 кустов.
Полезные свойства рябины черноплодной
не менее известны. Например, витамина Р (капилляроукрепляющего) в её плодах в два раза больше, чем в чёрной смородине, и в 20 раз больше, чем в яблоках и апельсинах. Она служит сырьём для «витаминной» промышленности. В мякоти плодов у черноплодной красавицы – масса йода.
Ход занятия.
Сейчас на улице чудесная, волшебная пора – осень,которая разукрасила природу в разные яркие цвета:
Золотятся между сосен,
Клены желтые стоят.
Что за чудный им наряд
Подарила осень!
Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукой
Меж узорною листвой
Яркие рубины!
И качаются березы
В разноцветных кружевах,
Лишь у елки на ветвях
Блещут только слёзы. Г. Галина
Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Оно украшает улицы нашего города. Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве?
(Ответы детей.) Ребята посмотрите на веточку, рассмотрите ее. (Дети: рассматривают ветку рябины).
Рябина — великолепное украшение лесов. Это изящное деревце, сказочно красиво в любое время года.
Ранней весной рябина надевает наряд из нежно-зеленых кружевных листочков, а в конце весны, в мае, зацветает пышными белыми гроздьями.
Летoм рябина дарит нам прохладу, защищая от жаркого солнца.
А в осенние дни это деревце становится волшебно красивым. Солнышко, прощаясь с рябинкой до весны, дарит ей свои самые красивые краски. Словно сказочная принцесса в кружевном желтом сарафане с ярко-красными сережками-гроздьями красуется рябина. Но это убранство недолговечно. Холодный безжалостный ветер вскоре сорвет чудесный наряд, и только красные гроздья ягод будут таить нежные воспоминания о лете и тепле.
Затем наступает зима, и белый искристый снег украсит ветви. Но грустить и скучать рябинке зимой не придется. Ведь полезные и вкусные рябиновые ягоды будут спасать пернатых от голода долгой морозной зимой.
Воспитатель показывает детям картины с изображением рябины в разные времена года.
Пальчиковая гимнастика.
С веток ягодки снимаем. (поочерёдно поглаживаем пальчики, как —
будто «снимаем ягодки».)
Наших птичек угощаем (показываем ладошку.)
Птички ягодки склевали (другой рукой, рукой имитируем движение «Клюют зернышки
И крылом нам помахали (машем ладошкой.)
Проводим второй раз со сменой рук.
Приступаем к работе.
По ходу педагог осуществляет индивидуальную помощь, советует,
показывает.
Набираем на кисть акварель коричневого цвета и по диагонали наносим рисунок ветки рябины.
Этой же краской и кистью рисуем маленькие веточки на конце для первой кисти рябины и для второй.
Зелёной краской рисуем основу для листьев
Рисуем ягоды:
Чтобы нарисовать ягоды рябины, будем использовать технику «рисование пальцем». Подушечку одного пальца опускаем в красную гуашь (как бы набираем краску на палец).
Делаем отпечаток пальцем в том месте, где наметили рисовать ягодки.
Таким образом, формируем кисти рябины.
Начинаем рисовать листья.
Листья будем рисовать «примакиванием», т. е. кисть с краской прикладываем к тому месту, где наметили рисовать листья
Надо обратить внимание детей на сложную форму листа. Маленькие части листа, которые мы рисуем примакиванием кисти, находятся друг против друга
Для смешивания красок, на кисточку можно сначала набрать жёлтую краску, потом на кончик ещё набрать зелёную. Листья получатся разноцветные, настоящие осенние.
Использовать можно разные оттенки коричневого, жёлтого, красного.
Не дожидаясь, пока листочки высохнут, начинаем рисовать прожилки на листьях тёмной краской (коричневой, тёмно-зелёной)
Дорисовываем ягоды:
Чтобы ягодки совсем были похожи на настоящие, нарисуем кончиком маленькой кисточки по одной чёрной точке на каждой ягодке.
— Какие у нас грозди получились! Пусть ягоды немного подсохнут, а мы с вами отдохнём.
Физкультминутка.
Рябину ветер раскачал — руки вверх, медленно раскачиваем в
стороны.
С рябиины листики сорвал — руки мед лен но опускаются вдоль
туловища.
Листочки ветер покрутил — кружатся вокруг себя на носочках.
И на землю положил — приседают
(Проводится два раза) .
— Займите, пожалуйста, свои места (дети садятся на своё рабочее место).
— А наши грозди рябины подсохли. Можно и птиц угощать.
Итог занятия. Анализ готовых работ.
— Ветки рябины тяжелые, с ягодами, опустились вниз. Ярко светятся листья, освещенные теплым осенним солнцем. Так рисовал рябину Михаил Георгиевич Абакумов. Сегодня вы, ребята, познакомились с приемом, которым пользовался знаменитый художник для передачи осенней листвы на рябине. И у вас получилось! Пора украсить веточками наше панно.
Детские работы размещаются на панно.
Осень в России. Т. Петрова
Наша милая сторонка,
Словно в сказке золотой!
И рябина, как девчонка,
Всё любуется собой.
Дремлет русская берёзка,
Пожелтел её наряд.
«Белоствольная красотка»,-
Про берёзку говорят.
Любим мы свою Россию
Летом, осенью, зимой,
И с весенней ясной синью,
И в мороз, и в дождь, и в зной.
Нам, любимая Россия,
Ты любая дорога!
Будь всегда прекрасной, сильной!
В сердце нашем ты одна!
О рябине для детей 5-8 лет
Словно девица-красавица стоит в осеннем лесу рябина среди темных елей и белоствольных берез. Накинула она на плечи шаль, расшитую резными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод.
Рябина часто разводится как декоративное дерево, но может быть использована и в качестве пищи. Свежие плоды рябины имеют горьковатый вкус, но после первых заморозков горечь исчезает.
Что можно приготовить из рябины?
Плоды рябины употребляются свежими, в виде варенья, джемов, киселей, а также мочеными и маринованными.
Любят рябину звери и птицы. Медведь бродит по лесным чащобам, собирает грибы, ягоды, желуди — нагуливает жирок к зиме. Если найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится его плодами.
Нравятся ягоды рябины и лесным великанам — лосям. Они, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают его плоды и ветки, а упавшие на землю ягоды потом подберут мыши-полевки, ежи и белки.
www.idealdomik.ru
Ход НОД:
Воспитатель.
Воспитатель читает стихотворение В. Авдиенко под музыкальное сопровождение и презентацию «Осень в гости к нам пришла»
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки,
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто-розовый-кленовый.
— О каком времени года идет речь? (Ответы детей)
— Правильно, наступила замечательная осенняя пора, все деревья оделись в красивые наряды, «Золотая осень в полном разгаре», всё радуется в природе!
— Отгадайте-ка ребятки,вы мои загадки:
1. Ягода красна,
Да не так вкусна,
А пришёл мороз
Сахару принёс.
2. Ягоды – не сладость,
Это глазу – радость.
И садам украшенье,
И дроздам угощенье.
(ответы детей)
— А какие еще деревья вы знаете? (Ответы детей)
— Какие деревья растут в лесу? (лиственные)
Какие деревья растут в саду? (плодовые)
Воспитатель:
-А вы знаете когда созревает рябина (Осенью)
-Посмотрите, ребята, какая красивая ветка стоит в вазе на моем столе. От какого дерева эта ветка?
Ответы детей.
Воспитатель.
Конечно же, от рябины. Рябину мы легко узнаем по узорным листочкам, по гроздьям ягод, которые краснеют осенью. Ягоды рябины считается осенними ягодами, потому-то созревают поздней осенью. Снимают рябину с дерева только после первых заморозков. Вкус у рябины горьковатый. Но из нее получается очень вкусное повидло, пастила. А еще ее любят зимой клевать снегири.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Воспитатель.
-На тех рябинках, что растут в лесу и у нас в парке, ягоды остаются до зимы, а и иногда и зимой сохраняются на ветках. Любят рябинкой полакомится не только снегири, но и белочки.
— Сегодня я предлагаю вам слепить из пластилина веточку рябины с кистью ягод. Но лепить мы будем не скульптуру, а барельеф- «Картину» из пластилина. Для этого нам понадобятся листы из картона. Сначала сделаем на них фон из пластилина, чтобы сделать фон нужно разогреть пластилин в ладошках, размять, а потом аккуратно размазать по пластине. Давайте подумаем, какой цвет фона лучше выбрать. Нужно, чтобы на нем хорошо была видна ветка рябины, красные ягоды.
— Значит, цвет фона должен контрастировать с красным цветом ягод, коричневым цветом веточки, зеленым цветом листьев.
— Каким же он может быть? Выберите из этих цветов — Желтым, синим, синим, голубым. Постарайтесь, чтобы пластилин лег на картон ровным слоем.
(Работа детей под аудиозапись)
Воспитатель.
-У всех получилось? А теперь приступаем к изображению рябины с ягодами. Веточку делаем в виде тонкого жгутика, аккуратно примазываем ее к фону, слегка нажимая, чтобы ветка не расплющилась, осталась тонкой и выпуклой. Также поступаем с зеленым листом рябины.Посмотрите еще раз на форму листа: к сердцевине крепятся тонкие вытянутые листочки.
— В работе используем стеку, делаем прорези на листьях, чтобы они получились резные.
-Как их лучше сделать? Ответы детей.
— Небольшую пластилиновую колбаску надо расплющить так, чтобы она приобрела форму лодочки. Проследите за тем, чтобы листья хорошо прикрепились (примазались) к фону, не потеряв при этом своей формы.
(Работа детей)
Воспитатель
— Теперь самая главная часть нашей картины – кисть ягод рябины
Ягоды в виде маленьких шариков осторожно крепим к фону, легонько на них нажимая, очень осторожно – они должны быть выпуклыми
(Работа детей под аудиозапись)
Воспитатель
— Посмотрите, какие выразительные картины у нас получились!
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять.
В лес идем мы погулять
За черникой, за малиной
За рябиной и калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Воспитатель
— Давайте попробуем представить, о чем думает рябина, когда ягоды ее созревают. Радуется ли она, когда посреди зимы на ее ветки слетаются птицы, чтобы полакомится красными ягодками. (Ответы детей)
— Что испытывает дерево, когда по его стволу и ветвям карабкается озорной мальчишка, желая нарвать побольше ягод, но настолько ягоды рвет, сколько ветки ломает? Делает он это не для чьей-то пользы, а для забавы и, наигравшись, тут же бросает сломанные ветки. (Ответы детей)
— Наверное, грустно и больно рябине, когда люди так поступают. Ребята берегите родную природу, заботьтесь о ней, чтобы вы помнили, что любое дерево, любое растение-тоже живое существо, которому бывает больно, плохо.
Воспитатель
— А мы возьмём наши картины и оформим выставку в группе.
Ход занятия:
Воспитатель:Наступила поздняя осень: чаще идут дожди, ночью случаются заморозки, последние перелетные птицы покидают наши края. Листья с деревьев практически все опали, и лес уже нас не радует своим разноцветным нарядом. Но все не так печально, как кажется. Ели внимательно оглядеться, можно еще увидеть яркие краски.
Осень
Осыпается весь наш бледный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь в дали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин.
А. Толстой
Воспитатель:ребята я хочу загадать вам загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, её клюют.
(рябина)
Молодцы, правильно отгадали. Словно девушка-молодушка, тонкоствольная и стройная, стоит рябинушка в осеннем одеянии.
Накинула на плечи шаль из разноцветных резных листиков, надела алые бусы из ягод. Рябина — не только украшение осеннего пейзажа, без нее никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но, стоит только ударить первым морозам, они становятся приятными на вкус, и нет лучшего угощения птицам, чем ягоды рябины.
А сейчас ребята я предлагаю вам размяться.
Физкультминутка «Рябина»
На тропинке — тень, солнечная сетка. (Поднять руки вверх, покачать ими влево- вправо).
Через тын, через плетень свесилась ветка. (Наклониться вниз, руки — к носкам ног).
Прибегу, (Легкий бег).
Прискачу, (Прыжки на месте с ноги на ногу).
На носках привстану, (Привстать на носках).
Ветку за косы схвачу, ягоды достану. (Хватательные движения руками поочередно).
У плетня посижу и на шелковинку (Присесть, руки — на колени).
Осторожно нанижу ягоду-рябинку. (Имитация движения — нанизывание ягод на ниточку)
Бусы горькие надень, веточка, ветка! (Встать, «надеть» бусы на шею)
На тропинке — тень, солнечная сетка. (Хлопки в ладоши).
Воспитатель:
ягоды у рябины собраны в красивую гроздь, по своей форме напоминающую овал, внутри которого собраны ягоды-кружочки.
Они практически одного размера, как сестры-близнецы. Кисточкой, пожалуй, сложно будет их сделать такими похожими. Но я знаю один способ, который поможет нам с вами успешно справиться с этой задачей. Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальчиков. Для этого нужно кончик (подушечку) пальчика окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так как ягоды у рябинки собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу.
Дети упражняются в приеме примакивания пальчиков на дополнительном листе, затем вытирают палец влажной салфеткой.
Воспитатель: Листики у рябины сложные,на одном черенке их несколько: все они парные, а один на конце пары не имеет. Осень раскрасила листики самыми разными красками, цвета как бы вливаются один в другой, и границ перехода одной краски в другую увидеть практически невозможно, как ниприглядывайся. Чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся кисточкой и вспомним приём примакивания кистью. Берём кисть, обмакиваем её, например, в желтую краску и прикладываем к листу бумаги. Получаем одноцветный мазок. Можно использовать и приём двухцветного мазка – всю кисть обмакнуть в жёлтый цвет, а её кончик в оранжевый и приложим к бумаге. Сначала печатаем листики с одной стороны черенка, а затем с другой добавляем им парные и один непарный – наверху черенка.
Дети упражняются в приеме примакивания кисти на дополнительном листе, затем моют кисть.
А сейчас ребята выстраиваем композицию на подготовленном листе, первоначально кистью нарисовав веточки-черенки, затем приемом примакивания кисти изображаем листики, пальчиками – ягоды.
В процессе работы следить за тем, как рисуют дети. Напоминаем, чтобы они аккуратно рисовали, и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с работой. Кажется, будто сама Осень побывала у нас в гостях и оставила свой разноцветный след. Да и рябинка у вас получилась как настоящая.
Поэтому я предлагаю
вам немножкоотдохнуть.
Физкультминутка «Рябинка «
На холме стоит рябинка, Потягивания — руки вверх.
Держит прямо, ровно спинку.
Ей не просто жить на свете — Вращение туловищем вправо-влево.
Ветер крутит, крутит ветер.
Но рябинка только гнется, Наклоны в стороны.
Не печалится — смеется.
Вольный ветер грозно дует, Дети машут руками, изображая ветер.
На рябинку молодую.
Ход занятия
Дети сидят напротив воспитателя.
Воспитатель: (включает аудиозапись «щебетание птиц») Ребята, кто это поёт?
Дети: Птички.
Когда я сегодня шла на работу, на земле сидела маленькая птичка. У неё не было сил летать. Она была голодная. Я её принесла в детский сад, накормила. Вот она. Давайте с ней поздороваемся!
Дети: Здравствуй, птичка!
Воспитатель: А, вы, знаете, чем питаются птички зимой? (Хлебом, зернышками)
А чем еще мы можем накормить птичек? (Ответы детей)
Ещё есть особенное дерево, у которого ягодки висят до поздней зимы и птички их клюют. Его мы видели на прогулке.
Послушайте про это дерево стихотворение.
Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных.
О чём стихотворение? (Показывает гроздь рябины)
Дети: О рябине.
Воспитатель: Правильно, посмотрите, какие красивые ягодки висят на ветке, одна возле другой, ягодок много они собраны в кисть или гроздь.
Ими питаются зимой птицы.
Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины?
Дети: Красного.
Воспитатель: Какой они формы?
Дети: Круглые
Воспитатель: Какого они размера?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: Правильно, ребята. На веточке рябины много-много маленьких круглых красных ягод, одна возле другой. Как клюют их птички? Давайте, превратимся в птичек.
Раз, два, три повернись,
Быстро в птичек превратись.
Игра «Птички»
Птички по небу летели
(Детки машут руками и бегут по кругу)
И на веточку присели
(Останавливаются, садятся на корточки)
Горстку ягодок склевали
(Руками показывают, как птички клюют)
Дальше в небо улетели
(Машут руками и бегут за столы)
А за столики мы сели.
Воспитатель: Зимой птицам трудно найти еду. Давайте мы с вами нарисуем веточки рябины для снегирей. (На столах гуашь красного цвета, ватные палочки, салфетки влажные на каждого ребёнка, заготовленные заранее листы с нарисованными ветками рябины (без ягодок)
Есть рябину я не стану,
Лучше краски я достану,
Нарисую ягодки — влажные и яркие.
Воспитатель знакомит с нетрадиционным способом рисования «тычками»
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что лежит у вас на столе.
Дети: Бумага, краски, палочки.
(Показывает листы бумаги с нарисованными ветками рябины).
Воспитатель: Смотрите, на веточке нет ни одной ягодки. Что будут кушать птицы? Давайте, положим птицам, нарисуем ягоды. Но рисовать сегодня мы с вами будем, ни кисточкой, а ватными палочками. Этот способ называется — рисование «тычками».
Внимательно смотрите, как мы будем рисовать ягоды рябины.
Я беру палочку и обмакиваю её в краску, не всю палочку, а кончик и прикладываю её к веточке.
А теперь, вы, возьмите палочку в руку. Покажите, мне палочку. Молодцы, правильно взяли!
Обмакиваем палочку в краску, прикладываем к веточке. Еще раз попробуем, обмакиваем в краску и прикладываем рядом. Ведь на веточке не одна ягодка, их много, все они висят близко друг к другу, все очень дружат.
Рисуйте аккуратно, набирайте на палочку краску хорошо, чтобы ягоды были сочные.
А какого цвета у нас краска (красного). Молодцы!
(Помогаю в процессе работы.)
Воспитатель: Какие чудесные ветки рябины мы с вами нарисовали! (Рассматривание готовых работ.)
Посмотрите, снегири увидели их и прилетели к нам в группу.
Они очень любят лакомиться ягодками! (Даю каждому ребенку силуэты снегирей на двойном скотче).
Воспитатель: Ребята давайте посадим этих снегирей на свою веточку.
(Дети приклеивают их на ветку)
Физкультминутка «Наши пальчики»
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
(Ритмично сжимать пальцы в кулачки)
А теперь все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
(Выполнять соответствующие движения)
Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
А теперь, мы отдохнём.
(Ритмично сжимать пальцы в кулачки)
Подведение итогов занятия
Но ягоды рябины любят не только птицы, но и люди.
Ребята, знаете ли вы, что делают из ягод рябины? (ответы детей)
Из ягод рябины варят варенье, готовят очень вкусную пастилу, начинку для пирогов и конфет.
Как называется варенье? (рябиновое)
Их сушат и замораживают, из них делают компоты и витаминный чай. Из свежих ягод рябины отжимаю сок, очень полезный при простуде. Как называется сок? (рябиновый)
Рябину в народной медицине используют для полоскания рта, когда болят зубы и десна.
Делают сироп, в котором, очень много витаминов, необходимых человеку для улучшения зрения, работы желудка.
А что мы сегодня делали? (Рисовали)
Какие ягодки рисовали? (Красные, круглые)
Чем рисовали? (Ватными палочками).
Как этот способ называется? («тычками»)
Посмотрите, как рады снегири ягодкам.
Молодцы, ребята, потрудились, спасли снегирей от голодной зимы, много сочных ягод нарисовали.
Выставка детских работ.
Ход организованной образовательной деятельности
Предлагаю детям встать в круг и говорю:
Встали, дети, встали в круг, я твой друг и ты –мой друг.
Давайте подарим друг другу улыбку. Посмотрите, как сразу у нас стало светлее, ведь
Здесь собрались добрые и сердечные люди.
Говорю: ребята, слышите, кто-то постучал в окошко (заранее прошу помошника воспитателя постучать на улице в окно группы). Я пойду,посмотрю. Возвращаюсь с корзиной, где находятся ветки рябины и письмо.
— Детки, смотрите, что я нашла, показываю и письмо, красиво оформленное осенними листочками. Как вы думаете. от кого этот подарок?
Дети отвечают, что наверное, от осени.
Спрашиваю: А как вы догадались?
Дети говорят, что рябина –это осенняя ягода.
— Правильно. Давайте посмотрим, что же написала нам осень.
Открываю письмо.
— Осень пишет, что хочет узнать, какие осенние приметы вы ёще знаете.
Дети называют осенние приметы (листья пожелтели на деревьях, опадают на землю,
Стало прохладно, перелётные птицы улетают на юг. Чаще идёт дождь и т. д.)
— Молодцы. Вы всё знаете. Ребята, а теперь давайте мы устроим свой листопад.
Динамическая минутка «Листопад» .Дети под музыку «разлетаются как листочки по группе»
— Ребята, а сейчас проходите и садитесь за столы, давайте мы нарисуем веточки рябины в подарок для осени.
Рассматриваем веточку рябины, отмечаю, что ягоды собраны в грозь.
Читаю стихотворение
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах? Она еще горчит и вяжет…
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная…
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины. источник
Показываю на мольберте картинку с изображением дерева рябины
— Цветёт рябина в мае, начале июня.
— Плоды созревают в сентябре.
— после заморозков плоды становятся сладкими и вкусными, оставаясь на дереве до глубокой зимы.
— В плодах много витамин, рябина используется медицине, а так же в пищевой и кондитерской промышленности.
Затем рассматриваем ветку рябины: строение, оттенки цвета, форма листьев и плодов
-А ещё ягодами рябины очень любят лакомиться птицы, особенно снегири,
Физкультминутка
Снегири летят, летят,
им на месте не сидится,
завертелись как волчок,
прыг — скок, прыг — скок.
Полетели пообедать,
но кругом лишь снег, да снег.
Хорошо, что им кормушку,
сделал добрый человек!
Затем показываю приёмы рисования
Изображение ветки рябины в нетрадиционной технике с использованием штампа
Наносим краску (используем жёлтую, красную, коричневую) на веточку рябины. Хорошо прокрашиваем каждый листочек и затем аккуратно прикладываем к листку бумаги.
Пока краска подсыхает
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берёзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Затем предлагаю приклеить ягоды (комочки из бумаги)
Обращаю внимание, что ягоды рябины собраны в гроздь. По окончании работы говорю
По окончании работы говорю
Что за чудная картина?
Это веточка рябины!
— Посмотрите, какие красивые веточки рябины,у нас получились, осени очень понравится.
Вывешиваю рисунки на доску. Дети рассматривают свои рисунки. Делятся впечатлениями.